Академик Федорук: Целевой набор в науку — путь в никуда
Ректор Новосибирского госуниверситета, академик РАН Михаил Федорук подверг сомнению эффективность целевого набора для решения кадрового кризиса в науке. По его мнению, механизмы, работающие для медиков и педагогов, в академической среде могут оказаться бесполезными.
«Возможно, крупные институты и ощущают дефицит, но целевые места здесь не помогут, — заявил Федорук. — Нужно возрождать интерес к науке в целом, чтобы лучшие выпускники сами шли в институты РАН».
Проблема глубже, чем кажется. Целевой набор предполагает четкие обязательства с обеих сторон, но в науке, где карьера строится десятилетиями, такой подход может оказаться профанацией. Институты Сибирского отделения РАН традиционно предпочитают растить своих исследователей, отбирая самых увлеченных студентов еще во время обучения.
Федорук подчеркивает: ключевое условие — совмещение исследований и преподавания. «Ученые должны работать в университетах, а студенты — погружаться в научную среду с первых курсов». Это единственный способ вырастить новое поколение исследователей, а не просто закрыть вакансии.
На фоне прогнозов РАНХиГС о дефиците 20 тысяч ученых к 2035 году, слова Федорука звучат особенно тревожно. Президент РАН Геннадий Красников связывает проблему со слабой школьной подготовкой и нежеланием сдавать ЕГЭ по точным наукам. Но Федорук предлагает смотреть шире: дело не в экзаменах, а в потере научного этоса.
Пока чиновники ищут административные решения, академическое сообщество настаивает на системном подходе. Не заставлять, а заинтересовывать. Не распределять, а создавать условия. Иначе через десятилетие российской науке будет нечем ответить на вызовы времени.
